Все началось с непослушания. В 1973 году знаменитый изобретатель акваланга и исследователь-океанограф Жак Ив Кусто читал лекцию на борту круизного судна. Его шестилетний внук Фабьен тихонько выскользнул из зала и прокрался в соседний – там крутили «Челюсти». «Родители и дед строжайшим образом запретили мне смотреть этот фильм, но я нарушил их запрет, – вспоминает Фабьен. – Нет, мне совсем не было страшно – я был безмерно удивлен. Мне неоднократно приходилось видеть настоящих акул, а в фильме они вели себя совершенно неправдоподобно. Наверное, именно тогда у меня и появилось желание рассказать людям о том, каковы эти животные на самом деле». К своей мечте Фабьен шел долго: вопреки советам он категорически отказался специализироваться в морской биологии, выбрав никак не связанную с этим экономику: «Я хотел доказать себе и другим, что способен добиться всего самостоятельно». Но гены взяли свое, и к 39 годам Фабьен Кусто – оператор, океанограф-исследователь и продюсер собственной компании Fabien Cousteau Productions. Его первый фильм об акулах, «Нападение таинственной акулы», канал National Geographic показал в 2002 году. А зрители американского канала CBS увидели новый фильм Фабьена Кусто «Демонический разум» (Mind of a Demon), где большие белые акулы не играют ролей, навязанных им людьми, а ведут себя совершенно естественно. Эта картина посвящена жизни больших белых акул и снятая воистину новаторским способом — непосредственно изнутри акульей стаи. Сестра троянского коня В возрасте 7 лет Фабьен увидел книгу комиксов «Приключения Тинтина: Сокровища Рэкхама Рыжего» (The Adventures of Tintin: Red Rackham’s Treasure). Идею субмарины подсказал Тинтин – герой хорошо известных франкоязычной публике детских комиксов. Он увидел в одной из книжек о похождениях Тинтина подводную лодку в форме акулы. «С тех пор мне всегда хотелось иметь такую же», – говорит он. Повзрослев, он решил развить эту идею в интересах науки. Его отец, Жан Мишель Кусто, в конце 1980-х заказал у знаменитого изобретателя Эдди Пола (Eddie Paul), конструировавшего различные механизмы для Голливуда, муляж акулы для изучения социального поведения этих хищников. Судьба «модели», изготовленной на скорую руку (всего за 2 недели), оказалась незавидной – одна из больших белых акул буквально разорвала ее на части. Фабьен вновь обратился к Эдди Полу. На этот раз конструктор подошел к делу со всей ответственностью, и субмарина стоимостью 100 000$, длиной 4 метра и массой 544 кг была торжественно окрещена «Троей» (Trojan Shark), по ассоциации со знаменитым Троянским конем, внутри которого спрятались воины-ахейцы, и спущена на воду. Анатомия обманщицы «Троя» – настоящий шедевр инженерного искусства. Ее создали для того, чтобы обмануть самых крупных (6 м длиной и массой в 1,5 т) хищников на нашей планете – больших белых акул. Каркас «Трои» состоит из «ребер» – гнутых стальных труб диаметром 5 см. Они обтянуты обшивкой из полимерного материала SkinFlex, смешанного со стеклянной крошкой и песком, чтобы имитировать «наждачную» шкуру настоящей акулы (укус большой белой такое покрытие не выдерживает, но на то есть «ребра»). «Троя» не только выглядит как большая белая акула, она старается и вести себя соответственно: сложная система пневмоцилиндров позволяет ей плавать, изгибая часть туловища и хвост. Роль кожи играет 6-миллиметровый латекс. Забираются в акулу и выходят из нее через голову: она откидная и сделана из стеклопластика. Субмарина не герметична: во время погружения он заполняется водой. А поскольку пузыри беспокоят акул, пилот с акваланго лежит внутри «чрева» и дышит с помощью ребризера – запаса кислорода хватает на шесть часов. Труднее всего для разработчиков аппарата было заставить его двигаться и вообще вести себя подобно живым сородичам — не издавая звуков мотора и не выпуская отработанных газов. В итоге подлодку стала двигать замкнутая пневматическая система, гоняющая сжатый воздух через поршни хвоста и плавников и позволяющая пилоту эффективно управлять чудищем. Мощность двигателя была выбрана так, чтобы скорость подлодки соответствовала средней скорости больших белых акул. Чужой среди своих Целью создания «Трои» было максимально приблизиться к акулам и снять их в естественной среде обитания. Две камеры расположены в поворотных глазах, две дополнительных, выносных, замаскированы под рыб-прилипал, которые часто присасываются к большим белым акулам. Кормовая телекамера спрятана между двумя плавниками, а третья находится в кабине пилота. «Я до конца не уверен, что мне удалось обмануть акул – говорит Фабьен, – но, по крайней мере, они не пугались и нормально реагировали на присутствие ‘Трои’». Лежа на животе и управляя камерами с помощью джойстика и ЖК-монитора, Фабьен отснял более 170 В океане Трою сопровождает траулер с обслуживающей командой, с которой поддерживается радиосвязь. На случай непредвиденных обстоятельств в головной части субмарины предусмотрен аварийный люк, который, к счастью, до сих пор не понадобился. Первые погружения и знакомства с акулами происходили у острова Гваделупа, и океанографы сразу же отметили заметно иную реакцию хищников на Трою. Они приближались к подлодке со свойственной акулам осторожностью, однако совсем в другой манере, нежели можно видеть на кадрах, сделанных подводными операторами из специальных защитных клеток. Акулы не стали возражать против присоединения подлодки к стае, однако — поскольку Троя не могла отвечать им сложными характерными телодвижениями — скорее всего (как шутит Кусто), приняли ее за какого-нибудь тормознутого родственника из Австралии. «Акулы не проявляли агрессии, они ни разу не дотронулись до аппарата, – утверждает Фабьен Кусто. – Их поведение было совсем не таким пугающим, как в известном фильме моего отца «Белые акулы». Фильм «Троя» готов. На этом Фабьена Кусто считает миссию аппарата выполненной и подумывает, не сдать ли его в музей: «Впечатлений от акул мне хватит на ближайшие несколько лет. В море немало животных, которых интересно было бы изучить. Например, раки-богомолы – их нельзя держать в аквариуме, потому что клешнями они способны разбить даже 5-сантиметровое стекло». Интересно, как Фабьен собирается влезть в их шкуру? Фабьен Кусто – краткая биография Год рождения: 1967. Предки: дед – Жак Ив Кусто, отец – Жан Мишель Кусто. Призвание: океанограф-исследователь. Миссия: показать телезрителям обитателей подводного мира в естественной среде. Поворотные моменты жизни: в 4 года впервые погрузился с аквалангом. Цель: доказать людям, что акулы – не тупые машины смерти, как в фильме «Челюсти», а умные социальные животные. Образование: степень бакалавра по экономике (Бостонский университет). Послужной список: агент по продажам художественной галереи, дизайнер-график, специалист по маркетингу
|